Сенсорное развитие
Мамочки, помните мы недавно писали про влияние черно-белых картинок на развитие зрения у новорожденных?
Сегодня мы решили рассказать вам о сенсорике – еще одном направлении развития малыша, которое приобрело популярность благодаря итальянскому педагогу и врачу Марии Монтессори.
Что такое СЕНСОРИКА, и почему полезно её развивать в раннем возрасте? ⠀
Сенсорное развитие - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно малыш научится воспринимать зависит процесс обучения в будущем.⠀
⠀
Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. ⠀
⠀
Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и прочее.⠀
⠀
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. ⠀
⠀
Важно развивать познавательные умения и речевые - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения, а также понимать и использовать в речи слова - названия величин и форм.⠀
⠀
Организуя работу с маленькими детьми необходимо учитывать следующее:⠀
⠀
- занятия с малышами должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам), а не на объяснении;⠀
- необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребенком;⠀
- в совместной деятельности ребенка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения;⠀
- нужно многократно повторять материал, чтобы закрепить знания, умения и навыки;⠀
- уровень сложности материала должен соответствовать возрасту, задания следует усложнять постепенно;⠀
- длительность занятия должна быть в зависимости от возраста (от 5-10 до 15-20 минут);⠀
- необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.⠀
⠀
Ребенок может продуктивно заниматься только тогда, когда ему по-настоящему интересно.
Мы собрали для вас базовые активности, с помощью которых можно применить методику на практике:
1. Собери пирамидку. Конусная пирамидка – прекрасный тренажер, помогающий усвоить величину предметов. Сначала продемонстрируйте, как она собирается, сделав акцент на том, что нанизывание колец происходит в зависимости от их величины. Затем предложите повторить увиденное ранее действие самостоятельно. В случае ошибки обязательно объясните, что малыш сделал не так.
2. Разложи кубики. Предложите ребенку выбрать из большого количества кубиков одинаковые по размеру и цвету, сложив их в разные коробочки.
3. Найди цвет. Дайте малышу 3 игрушки разных цветов. Попросите пройтись по квартире и найти предметы такого же цвета.
4. Угадай на вкус. Нарежьте небольшие кусочки фруктов и овощей. Малыш должен с закрытыми глазами попробовать на вкус и назвать продукт.
5. Угадай фрукт и овощ. В мешочек положите разные фрукты и овощи: яблоко, грушу, сливу, апельсин, огурец, помидор. Задача ребенка, опустив руку в мешочек, нащупать содержимое и угадать что это.
6. Вспомни-ка. Проведите по ручке малыша разными предметами: игрушкой, перышком, пушистой варежкой. После этого, ребенку нужно будет закрыть глаза, а вы повторите прикосновения разными предметами, попросите вспомнить ощущение и назвать предмет.
7. Дразнилки – игра-подражание. Показывайте крохе разные гримасы: оскаленные зубы, нахмуренные брови, надутые щеки, округленные глаза, а он пусть повторяет.
Методика раннего развития Монтессори вовсе не новая. Мария Монтессори рассказала о том, как видит работу с детьми и начала практиковать свой подход в начале ХХ века. Вот уже больше ста лет педагоги работают с малышами по этой системе, существуют целые садики и центры развития, построенные на детском развитии по Монтессори.
Берите базовые активности на заметку, малыши будут в восторге ;)
*Источник: Монтессори М. Дети — другие /Пер. с нем./ Вступ. и закл. статьи, коммент. К. Е. Сумнительный. — М.: Карапуз, 2004. — 336 с.
Монтессори М. Впитывающий разум ребенка. /Пер. с англ./ — СПб.: Благотворительный фонд "ВОЛОНТЕРЫ", 2009. — 320 с.
Дата публикации: 6 октября 2020 года